В Китае запретили карательную психиатрию
Запретили, отменили или сделали вид, — по-всякому можно истрактовать введение в КНР в силу долгожданного «Закона о психическом здоровье». Новый юридический акт должен уберечь граждан страны от принудительного удержания и ненужного лечения в психиатрических больницах Китая. Практика карательной психиатрии в отношении явных и якобы «диссидентов» неоднократно подвергалась критике на разных уровнях, как внутри Поднебесной, так и на международной сцене.
Новый китайский закон стандартизирует методы работы психиатрической помощи, поощряя, например, амбулаторное обслуживание населения, — для этого при обычных, неспециализированных, больницах должны оборудовать специальные консультационные клиники и обеспечить их хорошо обученным медперсоналом. Ранее, как отмечают СМИ, в китайском обществ наблюдался существенный дисбаланс между выросшим уровнем жизни населения и уровнем психиатрического обслуживания оного. Многим законопослушным китайцам, которые много работают и переживают один за одним стрессы, требуется помощь. Не получать же ее в стенах «психушек», где порой хуже находиться, чем в тюрьме.
С другой стороны, закон защищает права пациентов психиатрических стационаров, запрещает лечить кого не надо насильно, выкалывая «антигосударственные» мысли нейролептиками. Надо заметить, что легальный статус «психов» и приравненных к оным в КНР не менялся с 1985 года.
Принципы карательной психиатрии в социалистическом Китае распространялись не только на инакомыслящих, критикующих власть. Неоднократно сообщалось о том, как в психбольницы попадают под удар «химической дубинки» сотрудники предприятий, слишком много спорящие с начальством, члены семей, неудобные для родственников (допустим, деньги не поделили или недвижимость).
Например, активисты пишут о Ян Ямей из Внутренней Монголии, которую держат в дурдоме уже 8 месяцев потому, что она пыталась отсудить у государства компенсацию за нечестное трехлетнее заключение в исправительно-трудовой колонии. Дочь Ян Ямей считает, что мать чиновники подвергли принудительной госпитализации, т.к. не хотят решать ее проблем с государственной карательной системой. В свою очередь врачам позволяется безнаказанно подделывать истории болезни неудобных людей, только потому что был звонок откуда надо. Или позволялось. Новый закон призван нивелировать право неспециалистов решать, кого отправлять в дом скорби, а кого нет. Это будет решать сам пациент в согласии с врачом-психиатром, если только пациент не буйный, не представляет прямой опасности близким и самому себе.
Тем же, кто считает себя незаконно залеченным (а таких среди заключенных в психбольницы КНР — 80 процентов), предоставляется отныне право на апелляцию.
Психиатры Китая новым законом довольны, однако пока не ясно, как будет обеспечиваться его выполнение — коммунистическая система-то как таковая никуда не делась, бдит.