Чем лечить ожирение?
Продолжаем увесистую, объемистую тему «Что такое ожирение?», приподнятую нами в одноименной статье.
Мы разобрались в том, что человечество начало жиреть, променяв природу на цивилизацию. И что есть меньше вкусной пищи, при ее катастрофической (для наших тел и кошельков) доступности, современные люди смогут, лишь научившись сдерживать чувство голода.
Вещества, подавляющие голод, называются анорексигенами. Это перепараты центрального действия, которые действуют на контакты между нейронами головного мозга. В системе, регулирующей чувство голода, возбуждение передается главным образом с помощью нейромедиатора дофамина, а в системе, отвечающей за чувство насыщения — с помощью норадреналина. Естественно, что таблетки «против голода» должны насыщение усиливать, а желание тормозить.
Норадреналин выделяется в нервных окончаниях системы насыщения и возбуждает рецептор следующего, принимающего нейрона. Но часть норадреналина возвращается обратно (так называемый «обратный захват» или «реаптейк») — чтобы не было перевозбуждения.
Есть большая группа анорексигенов, похожих по структуре на молекулу норадреналина. Это позволяет им занять в нервной клетке то место, куда бы возвратился медиатор при обратном захвате. А когда ему некуда возвращаться, концентрация норадреналина повышается и без еды возникает чувство насыщения.
Среди таких средств можно отметить амфетамин и фепранон.
В системе регуляции голода медиатором служит дофамин, на который похожи анорексигены фенфлурамин и дексфенфлурамин. Они обманным путем занимают тот участок на рецепторе принимающего нейрона, куда бы сел дофамин. Это приводит к тому, что чувство голода притормаживается.
Но, к сожалению, на норадреналине и дофамине работают не только системы голода и насыщения. Гипоталамус в их «трудовой книжке» занимает довольно скромное место и можно сказать, что отсутствие аппетита — это скорее побочное действие вышеописанных лекарств.
Амфетамин и его производные, активно применявшиеся в медицине 1930-50 годов, вызывают эйфорию, всплеск воли и, как следствие, привыкание — амфетамин довольно давно запрещен как наркотик. Вот, как меняется внешность у того, кто решил «похудеть» с амфетаминами, да не смог или не захотел остановиться:
Фепранон иногда еще назначают, но ограниченно, неохотно и… в первой половине дня, ибо этот анорексиген лишает не только аппетита, но и сна — часов на восемь.
Фенфлурамин более 20 лет считался лучшим лекарством от обжорства, но в конце 1990-х попал под запрет вместе с т.н. «тайскими таблетками», в состав коих входил. Оказалось, портит сердечные клапаны и вызывает привыкание. Дексфенфлурамин вроде бы в наркогенности не был пока замечен и используется в виде таблеток изолипан, которых, впрочем, в аптеке не сыскать.
В последнее время самым популярным анорексигеном является сибутрамин, ингибирующий обратный захват норадреналина и серотонина. Этот биологически активный амин нашел себя в составе популярных средств для похудения — «ЛиДа». «Жуйдемен», «Меридия», «Редуксин». При длительном применении сибутрамин может вызвать психозы и заболевания сердечно-сосудистой системы. Поэтому с 2010 года в США этот препарат вообще запрещен, а в России приравнен к наркотическим веществам.
Теперь понятно, почему анорексигены центрального действия прописывают лишь в крайних случаях, а также почему ими пользуются в «рекреационных» целях, например, на дискотеках.
Положение, однако, не безнадежно. Существуют естественные механизмы, угнетающие аппетит у здоровых индивидов, заставляющие людей встать из-за стола, а животное — отойти от кормушки. Когда пища транспортируется по кишечнику, она раздражает особые рецепторы. Это приводит к рефлекторному выбросу в кровь специальных гормонов — энтеринов. Один из них, холецистокинин, вызывает чувство насыщения и тем самым побуждает сказать «спасибо» и встать из-за стола. Без такого механизма млекопитающим пришлось бы кушать до тех пор, пока первые порции пищи не пройдут все отделы ЖКТ и всосутся в кровь. А это заняло бы долгие, утомительные часы еды без остановки!
Кишечные гормоны помогают прикинуть, сколько энергии получит организм. Ведь практически с любой пищей ваше тело уже имело дело в прошлом. В бессознательной памяти запечатлено: съев столько-то, мы наполним кровь таким-то количеством питательных субстанций.
Почему бы не наработать побольше холецистокинина и не давать его болезненно тучным людям в качестве лекарства? Увы, этот гормон, как и таблетки, описанные выше, нельзя считать чистым анорексигеном. Его находят в системах, никак не связанных с питанием и насыщением. Кроме того, дозы, при которых он, будучи введен с помощью шприца, регулирует аппетит, на порядок выше тех доз, которые для той же цели выделяет организм.
Однако, известен другой энтерин, который действует в небольших, физиологических концентрациях. То есть это настоящий анорексиген, разработанный еще в СССР. Он называется арэнтерин. К сожалению, с развалом и распадом Союза всякие работы по арэнтерину были преданы забвению, а фармакологическим корпорациям до совсем недавних пор было проще и выгоднее потчевать худеющих стимуляторами ЦНС, фактически наркотиками.
Итак, можно ли подвести хоть какие-то позитивные итоги?
Ожирение — явление очень непростое. В каждом случае надо разбираться индивидуально, с анализами и квалифицированными (!) врачами. Как и многие другие «чумы века», ожирение легче предотвратить, чем лечить. Будьте, однако же, осторожны со «стопроцентно верными» диетами. Понапрасну перенеся долгие муки, вы рано или поздно вернетесь к обычному образу жизни — и тогда окажется, что просто для поддержания обычного веса (даже не того, к которому вы стремились) надо ощутимо урезать привычный рацион. Давно доказано, что в результате недоедания резко возрастает склонность к накоплению жира — энергии «про запас».
Эмпирическое правило — лучше кушать понемногу и часто — вполне справедливо. Время сверх обычного интервала между трапезами может быть воспринято организмом как начало периода голодания, и тогда вероятность накопления жира после первой же еды возрастает. Те, кто плохо обедает и объедается за ужином, поправляются не потому, что ели на ночь глядя, а из-за того, что у организма стресс и он, глупый такой, «готовится к голодной зиме».
Лучшая пища для предотвращения ожирения — горькая. Но мучить себя не надо, старайтесь часто и умеренно кушать простую, грубую пищу. Пусть она будет безвкусной.
Словом, как ни банально это звучит, не делайте из еды культа!
Мне помог похудеть ксеникал. Да, дорого, иногда слабил еще( Но когда я поняла, что мои джинсы с меня начинают слетать, то это было огромное счастье. Тем более, что самочувствие при приеме капсул не ухудшилось. А это очень важно — и худеешь и силы на обычные дела есть)