Болеутоляющие, которые мощнее, чем морфин, успешно выделены из ядовитых моллюсков
Вот уж более ста лет опиоидный наркотик морфин (он же морфий, если подается в виде гидрохлористой соли) считается эталоном в мире мощных обезболивающих веществ, применяющихся при сильных травмах и для облегчения хронических мук у пациентов, больных, к примеру, раком на последних его стадиях.
Морфин обладает тем пресловутым свойством ядов, что описано в высказывании «в малых дозах лечит, в больших калечит«. Что-то подобное можно сказать и о токсине красивых, но смертоносных в своем очаровании брюхоногих моллюсков конусов. Исследованием их медицинских свойств в настоящее время углубленно занимаются ученые из Австралии.
Медики утверждают, что вещества, созданные на основе небольшого протеина, найденного в яде хищных конусов, могут быть гораздо более эффективными, нежели традиционный морфин. Из них в один чудесный день будут сделаны необычные анальгетики, эффективные в лечении сильных и хронических нервных болей.
На сегодняшний день в распоряжении профессора Дэвида Крейка из Квинслендского университета имеется пять экспериментальных болеутолителей — фактически, «наброски» для будущих чудо-лекарств принципиально нового класса.
Моллюски конусы, которые обычно обитают в теплых тропических морях, используют яд для того, чтобы парализовать свою добычу — как правило, мелкую рыбу. В состав токсичной жидкости входят сотни различных биологически активных пептидов — конотоксинов. Одни жертву обездвиживают, другие — обезболивают. Австралийских ученых заинтересовали вторые, с учетом того, что у людей на яд конусов вроде бы нет аллергии.
Впрочем, одно лекарство против боли на основе конотоксинов уже имеется во врачебном арсенале. Но его, к сожалению, можно вводить в организм только уколом в позвоночник. А медицине требуются таблетки. Вот, над ними австралийцы и работают.
Предварительные испытания на крысах показали, что значительный обезболивающий эффект у экспериментальных препаратов имеется. И это обнадеживает.
Ранее сообщалось, что анальгетик, равный по силе морфину, можно получать из яда китайской многоножки — красноголовой сколопендры.