Старый индеец утверждает, что дожил до 123 лет благодаря киноа, грибам и коке
В делах почтенного возраста — как в боксе или шахматах: нельзя однозначно сказать, кто сильнейший, и много кокетства. Часто на звание самого старого мужчины или женщины на Земле претендует сразу несколько жителей очень разных стран. Один из кандидатов на мафусаиловы почести живет в боливийских Андах настоящим индейцем. Старый крестьянин Кармело Флорес связывает свое долголетие с традиционной высокогорной диетой, которой придерживается всю жизнь. Основу рациона Флореса составляет крупа киноа, грибы, растущие на берегах рек, а также листья коки, которые старик жует почти круглосуточно.
Крестьянин живет в хижине на высоте 4000 метров над уровнем моря, свой способ питания называет «по-андски» и на чистом аймара утверждает, что ему ныне — 123 года.
Киноа с картошкой получается очень вкусно, — говорит почти глухой индеец. Верить на слово насчет возраста старому Флоресу нельзя, конечно, но в нищей Боливии официальные свидетельства о рождении стали выдавать только в 1940 году. Кармело всем говорит, что по церковным документам крестили его 16 июля 1890 года, и что его гражданские бумаги ссылаются на сертификат о крещении 19-го века выпуска. В настоящее время ведется экспертиза документов.
Множество боливийцев и без научных доказательств верит в удивительное долголетие собирателя грибов и пастуха с высокогорья. Локальные власти собираются 26 августа сего года наградить старика титулом «Живое всемирное наследие человечества». Ежедневно Флорес выходит на прогулку в своих самодельных ботинках из автомобильных колес. Но большую часть времени древний аймара проводит лежа на одеяле, наблюдая за жизнью селения со стороны. Или с высоты прожитых годов.
Жизнь боливийца не всегда была столь размерена. Флорес говорит, что в 1932-35 годах воевал в кровопролитной Чакской войне. Ему, как и другим солдатам проигравшей армии, приходилось якобы ловить и есть скунсов, дабы не голодать. Сегодня за Кармело ухаживает его единственный живой сын Сесилио, которому 67 лет.
Зерновая культура киноа (кинва), на которой базируется диета боливийского долгожителя, — родственник нашей обычной городской мари. Кинва содержит больше белка, чем любые другие крупы и зерна, — до 16-ти и даже 20 процентов. Растет на бедных горных грунтах, при этом аккумулируя фосфора в 3 раза больше, чем самый «крутой» рис. Годится и на кашу, которую кушает 123-летний Флорес, и на макаронные изделия для горожан.