У СПИДа юбилей — 30 лет со дня идентификации вируса
Никто ничего не праздновал, не трубил в фанфары и не бил набат 20 мая 1983 года, когда журнал «Science» опубликовал статью, ставшую одним из важнейших медицинских трудов 20 века. Только-только появился интернет, в СССР дядя Андропов воевал с прогульщиками, а в Парижском институте Пастера исследователи описали новый вид ретровирусов, который предварительно окрестили «вирусом, ассоциированным с лимфоаденопатией» (LAV).
Новый вирус не приводил к злокачественному перерождению лимфоцитов, но к их гибели. Выделили его из лимфатических узлов больного мужчины. Похож вирус был на незадолго до того открытого возбудителя Т-клеточного лимфобластного лейкоза. Сегодня мы знаем этот патоген под его общепринятым именем — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ, HIV).
Статья о вновь открытой заразе тогда никого в ученых кругах особенно не впечатлило. Лишь спустя 15 лет, в 2008 году Люку Монтанье и Франсуазе Барре-Синусси за открытие ВИЧ присудили Нобелевскую премию по медицине. Тридцать лет назад никто не предполагал, что «болезнь гомосексуалистов», загадочная и смертоносная, станет одной из главных проблем человечества на рубеже тысячелетий — было-то всего несколько случаев зарегистрировано, о пандемии недуга медики и не догадывались (о связи патогена со СПИД стало известно год спустя). Вирус-то нашли, а как его диагностировать в клиниках с больными — еще не ведали. Тем более, не знали, как лечить («водярой или вином», по словам тогдашнего Джигурды).
В СССР болезнь пришла в 1985 году, а в 1988 году «буржуазным недугом» из-за традиционной отечественной врачебной халатности были массово заражены женщины и дети в калмыцкой Элисте.
Сегодня же наиболее пораженными ВИЧ-эпидемией странами мира являются ЮАР, Нигерия, Индия, Кения и Мозамбик. Россия занимает 10 место, уступая Зимбабве и США, но обгоняя Китай, Таиланд и Украину. Ни одного больного нет на Шпицбергене, очень мало их в Бутане, Афганистане и Гренландии.
На этой неделе в Париже, в институте Пастера по поводу 30-й годовщины открытия ВИЧ собрался международный симпозиум. Его участники полны оптимизма, несмотря на то, что главная проблема тридцатилетней давности до сих пор не решена — от болезни не придумано эффективной вакцины, нет и лекарства, приводящего к полному выздоровлению инфицированных. Ибо, по словам участников юбилейного собрания, чтобы победить ВИЧ, надо стать хитрее и умнее самой матери-природы, «придумавшей» иммунный дефицит. Мировая иммунология жаждет новых открытий, без них проблема СПИДа и ВИЧ выглядит, как паззл, в котором не хватает некоторых важных фрагментов.