Крысы достойно оценили новую вакцину против героиновой зависимости
Ученые из исследовательского института Скриппса (TSRI) сообщили об успешном проведении доклинических испытаний новой противогероиновой вакцины. Препарат связывается с героином и психоактивными продуктами его распада в кровотоке, не давая наркотикам проникнуть в головной мозг.
Группу по изучению зависимостей в TSRI, что базируется в Калифорнии, возглавляет доктор Джордж Куб. По его словам, на вакцину от наркомании первыми хорошо отреагировали лабораторные крысы. Сначала животных приучили к героину, затем лишили препарата. Обычные грызуны при появлении опиоида вновь в «меню» приступали к потреблению его в прежней дозировке. Те же крысы, на которых испробовали вакцину, отнеслись к новым бесплатным дозам героина равнодушно. Если бы лекарство было испытано на людях, то могло бы стать стандартом в комплексной терапии героиновой зависимости — там, где она проводится не ради галочки. Только по официальным данным, от пристрастия к героину в мире страдает более 10 миллионов людей.
За последние 20 лет различные вузы, в том числе институт Скриппса, приняли участие в разработке вакцин против наркотической зависимости. Идея о вакцинации возникла тогда, когда выяснилось, что иммунная система человека не срабатывает при проникновении чужеродных наркотиков в организм лишь потому, что молекулы этих сладких горьких ядов слишком малы. Эта особенность иммунитета («если враги, то большие») позволяет нам жить, помогая себе лекарствами, или умирать, помогая себе веществами, вызывающими привыкание.
Иммунную систему можно заставить работать, прикрепив молекулу наркотика к высокомолекулярному белковому веществу, которым органы безопасности организма наверняка заинтересуются. Так, на базе громоздких протеинов, и были разработаны первые в мире вакцины против никотина и кокаина, которые ныне проходят клинические испытания. В процессе разработки и подготовки к опытам на людях находится вакцина против метамфетаминовой зависимости.
Что касается героина, то с него бы, наверное, и начали, кабы не одно свойство данного наркотика. Поступая в кровь, героин быстро распадается. В мозг после укола попадает уже не он, а 6-ацетилморфин, именно это соединение и стимулирует опиоидные рецепторы. Если же героин поступает в кровь через печень, то на рецепторах будет собственно морфин. После трех лет работы специалисты из TSRI представили миру и испытали на крысах вакцину, которая вырабатывает в организме антитела и блокирует удовлетворяющие эффекты как от героина, так и от морфина и 6-ацетилморфина. То есть, в идеальном случае психоактивные вещества не успевают попасть в мозг.
Приготовить такую вакцину — всё равно, что собаку науськать на человека по нему же, приклеенному, скажем, к большому шару из сосисок. Первые испытания вакцины от героинизма на здоровых априори животных показали, что укол вакцины предотвращает такой неприятный эффект героина, как болезненная ломка. Это было в 2011 году. Ныне же эксперименты проводились на крысах-наркоманах, которым не надо объяснять, что есть удовольствие, и что — страдание. То есть, ситуация вполне релевантна клиническим испытаниям вакцины на людях.
В ходе одного из тестов крыс надрессировали нажимать на кнопку три раза, чтобы получить дозу героина. Потом перестали давать наркотик до выздоровления, а некоторым животным ввели вакцину. После возобновления подачи героина в кровь те крысы, что не получали вакцину, возобновили наркоманское поведение, вернувшись к «главной в мире» кнопке. Вакцинированным одна доза героина никаких приятных воспоминаний не вернула, в их жизни появились вещи поважнее, чем кнопка.