Доказано, что у танцоров и музыкантов растут совсем разные мозги
- Удивительная статья опубликована в журнале «Neuroimage».
- Она посвящена обнаружению значительных различий в сенсорных и моторных нервных контурах головного мозга музыкантов и танцоров.
- Эти различия обнаружены в работе и строении белого вещества мозга
С древних времен в самых разных человеческих культурах обязательно присутствовали музыка и танец. Людям никогда не надоедало создавать музыкальные произведения и двигаться под них, так древнейшие искусства и передались нашему поколению от дремучих предков сквозь многие годы развития, местами очень бурного.
Обучение музыке и танцу часто начинается в совсем младые годы. Дети на такое начало реагируют по-разному. Иногда они боятся уроков скрипочки или кларнета, словно это какое-то наказание. Другие чада предпочитают балетным классам досуг с игровой приставкой. Зато новое исследование доказало, что правы те родители, кто не пошел на поводу у детей, отлынивающих от музыки и танцев. Потому что эти два занятия привносят значительные изменения в работу нервной системы.
Удивительные выводы на сей счет были сделаны сотрудниками Международной лаборатории по исследованию мозга, музыки и звуков, которая работает в Монреале (Канада).
В 2014 году увидело свет ревю о том, что обучение музыке способствует росту числа связей между полушариями головного мозга, в сплетении нервных волокон, известных как мозолистое тело. А то, что происходит в ЦНС профессиональных танцоров, до сих пор науку почему-то не интересовало.
Обучение музыке и танцам дается нелегко и не обходится без интенсивных тренировок. При этом танец фокусируется на интегрировании визуальной, звуковой и моторной координации, а быть музыкантом – значит концентрироваться на звуковой и моторной информации.
Что такое мозг артиста?
Чтобы ответить на этот вопрос, канадские медики прибегли к методике диффузионной спектральной томографии, с помощью которой в наше время создаются трехмерные модели головного мозга и его отдельных участков. В данном случае в деталях изучались особенности устройства белого вещества мозга у музыкантов и танцоров, а также у людей, которые не учились ни танцу, ни музыке. Различия в белом веществе, в разных его участках, у профессионалов, скажем так, песни и пляски оказалась более явной, чем эксперты могли предположить.
Наиболее затронутые занятиями искусством нервные контуры – это пучки нервных окончаний, связывающие сенсорные и моторные участки мозга, а также волокна мозолистого тела – мост между левым и правым полушариями. У танцоров эти пучки нервов оказались более диффузными, занимающими больший объем, у музыкантов же связи эти выяснились более крепкими, хоть и менее объемными. Если сравнить, например, с деревом, то в ходе занятий музыкой крепнет и растет его ствол, а при посещении балетных школ растет и ширится крона.
При чем тут белое вещество?
Одно из предположений гласит, что вышеописанная разница связана с тем, что танцоры тренируют всё свое тело, то есть больший участок мозговой коры при этом активно задействуется. При этом нервные волокна увеличиваются в размерах и чаще переплетаются. Музыканты же фокусируются на усовершенствовании функций отдельных частей тела, например, пальцев или рта. А этими функциями заняты меньшие участки коры.
Зная о том, как воздействуют музыка и танцы на состояние головного мозга и его функции, можно использовать эти явления культуры для противодействия недугам, которые затрагивают именно те участки ЦНС, что доступны для развития с помощью танца и музыки.
В настоящее время также исследуются возможности танцевальной и музыкальной терапии в комплексном лечении таких расстройств здоровья как болезнь Паркинсона и аутизм. Например, паркинсоникам помогают жить занятия пением. Учение из Канады верят в то, что их открытия поспособствуют развитию этих нетрадиционных методов лечения заболеваний нервной системы.