Сон очищает мозг от токсинов, нажитых «горем от ума»
Тема сна всегда интересовала любого. Мол, зачем он нужен вообще, и всё такое. Зачем животные укладываются спать, если состояние оное делает их уязвимыми для хищников?
Недавнее исследование, проведенное в США, показало, что головной мозг использует шанс, предоставленный сном, для того, чтобы нейтрализовать токсины, накопившиеся в человеческом уме за предыдущий день, трудовой или досужий. Команда ученых считает, что такая система «утилизации отходов» и является фундаментальным смыслом сна, о чем пишет на страницах журнала «Science».
Также американцы полагают, что неспособность избавиться от некоторых ядовитых протеинов приводит к мозговым расстройствам. Исследователи из Рочестерского университета наблюдали, как в процессе сна глиальные клетки головного мозга несколько уменьшаются в объеме, и между их подшефными нейронами образуются бреши, что дает возможность мозгу вымыть ликвором прочь все накопившиеся за период бодрствования «шлаки».
Ранее было установлено, что сон играет важную роль при фиксировании воспоминаний, знаний и навыков. Но теперь доктор Майкен Недергаард из Рочестера считает, что у мозга имеется ограниченный запас энергии и ее он может потратить или на бодрое бдение или на сон и очистку. Это как со свободным днем, проведенным дома. Можно пригласить друзей и устроить вечеринку, или же никого не звать и провести уборку. Одновременно веселиться и наводить порядок не получится.
Система очистки головного мозга от вредных белков была открыта в 2012 году у млекопитающих и названа глимфатической. Доктор Недергаард и ее коллеги установили, что глимфатическая система у лабораторных мышей становится активнее примерно в 10 раз, когда животные спят. Если бы регулярная уборка не производилась, звери бы попросту умерли от отравления нервов. При этом промывание мозгов требует многих физиологических усилий, не совместимых с деятельностью по обработке информации.
Многие заболевания, такие, как болезнь Паркинсона или Альцгеймера, как раз и связаны с накоплением в мозговом веществе «мусорных» белковых веществ, с утилизацией коих ЦНС перестает справляться.