Бактериологическое оружие природы — микробные гены в ДНК человека
Ученые из Университета штата Мэриленд выяснили, что бактерии не просто способны обмениваться генетическим кодом с венцом творения, человеком, но занимаются этим успешно. И что фрагменты бактериальных ДНК встречаются в геноме примерно у каждого третьего здорового землянина (из числа американцев, хотя бы), а в раковых клетках микробных генов на порядки больше. Причем, разных.
Теперь исследователи гадают — то ли сами раковые клетки виноваты в том, что позволяют вторгаться в себя чужим генам, то ли бактериальный материал способствует перерождению здоровых органов человека в опухоли.
Триллионы бактерий, живущих внутри нас, регулярно обмениваются ДНК друг с другом. С этим все мирятся, никто не спорит, но еще на заре сего столетия мысль о том, что такой же обмен может произойти между человеком и микробом, казалась фантазией. Когда в 2001 году исследователи заявили о том, что нашли в людском геноме, секвенированном впервые, 113 фрагментов кода бактериального происхождения. Тогда открытие вызвало испуг и вывод был поставлен под глубокое сомнение. Оказалось, что 12 лет назад ученые все-таки ошиблись. Из-за ошибки этой о «невероятной» научной теме забыли надолго, даже несмотря на последовавшее открытие передачи генов от микроорганизмов к многоклеточным беспозвоночным, например, насекомым.
Руководитель нынешнего исследования, доктор Джули Даннинг Хотопп рассказала, что ее команда нашла то, что искать не собиралась. Специалисты из Мэриленда изучали следы микробных ДНК в соматических клетках человека — тех, которые не формируют гамет.
Поработав с материалом, полученным от множества доноров ДНК, медики Дэвид Райли и Карстен Сайбер нашли свыше 7000 фрагментов бактериальных генов примерно у каждого третьего. В генотипе раковых клеток таких микробных «осколков» было выявлено уже 690 тысяч. К сожалению, по соображениям анонимности, получить доступ к самим препаратам раковых клеток у экспертов не получится.
Например, в митохондриальной ДНК клеток острой миелоидной лейкемии свыше 30% генов позаимствованы у существа под названием ацинетобактер.
Клетки рака желудка тоже содержат участки бактериальных ДНК, в основном от синегнойной палочки (Pseudomonas), печально известной своей устойчивостью к антибиотикам. Четыре из пяти бактериальных генов принимают участие в онкогенезе, но пока не понятно, решающая их роль или нет.
Известно, что большинство случаев рака связаны с внедрением в здоровые клетки генетического материала вирусов. Видимо, бактерии в развитии онкологических заболеваний тоже принимают какое-то участие.
Если подтвердится предположение о том, что бактерии первичны в губительном процессе, и что их гены вызывают рак, можно было бы подумать о новых вакцинах. Лечить же подобные инфекции с помощью антибиотиков пока нереально. Во первых, медики не знают, откуда именно бактериальная ДНК берется в клетках «генетически модифицированного» человека, во-вторых, многие бактерии, наследившие в организмах пациентов, уже не реагируют на те антибиотики, коими располагает мировая медицина.