Разработана наногубка-приманка для абсорбции опасных порообразующих токсинов
Кудесники из Калифорнийского университета в Сан-Диего сконструировали наноскопическую губку, которая может служить своего рода «наживкой» для широкого ассортимента токсических веществ, создающих поры в клеточных мембранах. Такие порообразующие яды производят антибиотик-резистентные штаммы золотистого стафилококка и кишечной палочки, токсические железы змей, скорпионов и пчел, стрекательные клетки морских анемон.
В отличие от большинства существующих антидотов, наногубке все равно, какой яд обезвреживать.
Порообразующие токсины своими пакостными молекулами дырявят мембраны живых клеток, в первую очередь — красных кровяных телец. Через образующиеся поры из клетки удаляются ионы металлов, аминокислоты и нуклеотиды, в органеллах прекращается синтез белков, а место полезных веществ занимает обычная вода. В итоге клетка гибнет, разбухая и лопаясь.
Наногубки, разработанные в Сан-Диего, имеют диаметр в 3000 раз меньший, чем у эритроцитов, — всего-то 85 нанометров. Они состоят из полимерного ядра, покрытого синтетической эритроцитарной мембраной, на которую «клюют» микробиальные и животные яды.
Если ввести, например, человеку в кровь одну порцию наногубок, то число их значительно превысит количество красных кровяных телец. Губки «с удовольствием» впитают в себя отраву и больше не выпустят оную «на волю».
Дабы продемонстрировать коллегам эффективность нового метода обеззараживания крови, американские ученые провели эксперимент на мышах. В хвостовую вену грызунам ввели потенциально летальные дозы альфа-гемолизина (токсин золотистого стафилококка штамма MRSA). Среди тех животных, коих накачали наногубками за две минуты до отравления, 89% выжило. Если же чудесный антидот вколоть через две минуты после «смертельной инъекции», то выживаемость составляет 44%. Дальнейшее исследование показало, что насосавшиеся отравы наногубки аккумулируются в печени животных, где метаболизируются примерно за 40 часов без всякого вреда для организма.