Доктора наконец-то научились видеть боль пациентов
Боли бывают физические и душевные. Иногда они совпадают и даже усиливают друг дружку. Очень хорошо в болевых синдромах разбираются, например, сотрудники полиции. Работники же медицинской системы не всегда способны или настроены оценить, насколько дискомфортно пациенту. Недавний митинг в Самаре, где стариков, протестовавших против ограничения снабжения их нужными анальгетиками (раковых больных с обязательной для российских эскулапов грубостью лишали даже банального трамадола), оштрафовали или отправили мести улицы за «пропаганду наркотиков», не лишний тому пример. Как заставить врача (не говоря уже о рядовом держиморде) войти в положение болезного?
В этом отношении исследование специалистов Колорадского университета выглядит провокационным и неправославным («бог терпел и нам велел», и т.п.). В среду 10 апреля американские ученые из штата, где сняли клеймо демонизации с марихуаны, сообщили о том, что научились «видеть» боль у пациентов, а также измерять ее интенсивность и определять, какое лекарство поможет.
Боль в Колорадо научились измерять при помощи сканирования головного мозга. Такие сканы со временем смогут любому доктору объяснить, что, где и как болит у тех, кто не в силах описать проблему своими словами — младенцев, людей, страдающих деменцией, а также пациентов, парализованных с лишением способности говорить.
К тому же, используя «болевые сканы», можно было бы проверить действие на ЦНС того или иного больного ненаркотических обезболивающих — а вдруг самарские участковые онкологи правы, и дедушку с раком желудка в терминальной стадии можно вполне утешить добрым словом, а трамал загнать в тридцать три дорога его по-самарски беспокойному внучку-наркоману?
Нейролог из Колорадо Тор Уэйджер вот, что пишет:
«Множество людей страдает от хронической боли, но им далеко не всегда верят. Теперь у нас есть методика, позволяющая отличить боль ото лжи».
Правильно сказал, тем паче, что спонсорские деньги на эксперимент выбивала организация, занимающаяся проблемами немедицинского использования сильных анальгетиков, например, викодина.
Следует отметить, однако, что команда доктора Уэйджера в своем исследовании ограничилась болью, которую легко причинить и физически устранить — от прикосновения горячего предмета к коже предплечья, не до ожога, естественно. С головными, поясничными и другими распространенными мучениями американцы пока не работали, но будут.
Независимые эксперты довольны тем, что медики наконец-то решились научиться измерять не температуру, не СОЭ, и не свой гонорар, а то, из-за чего их профессия наполнена каким-то смыслом. Ведь если бы ни у кого ничего не болело, обычные люди бы не посещали врачей и не ходили в аптеки.
Ранее множество исследований показывало, что боль можно увидеть на сканах мозга. Но никто не брался измерить ее силу.
В нынешнем опыте приняло участие 114 здоровых добровольцев, которым заплатили от 50 до 200 долларов США за пытку «паяльником» — вполне щадящую, словно кто-то неудачно чашку горячего кофе схватил. В некоторых пробах участникам приходилось терпеть «муки ради науки» на протяжении 10-20 секунд, как сообщает информагентство «Ассошиэйтед Пресс».
Для измерения реакции мозга на болевой раздражитель использовался метод функциональной магнитно-резонансной томографии. В первом опыте у 20 добровольцев были сняты «отпечатки боли» при различной ее тепловой интенсивности. Затем на 33 других волонтерах эти измерения проверили, подвергли валидации. Оказалось, что болевую реакцию можно предсказать, сверяясь с данными на мониторе томографа. И даже оценить в баллах. Какую там единицу муки в свое время предлагали для измерения страданий утилитаристы? Долоры, вроде?
После исследователи вошли во вкус и пошли дальше. Они привлекли к участию в эксперименте носителей душевной боли — граждан, которых накануне бросил тот, кого они якобы любили. Несчастных влюбленных не только «пытали» горячим предметом, но и показывали им то фотографию бывшего партнера, то портрет хорошего друга. Сравнивая ФМРТ-сканы, медики обнаружили, что душевная боль отображается несколько иначе, чем физическая.
Ну и, наконец, в ходе 4-го эксперимента 21 добровольцу в ходе испытания тепловой энергией вкололи опиодный болеутолитель, подобный по действию морфину. Два раза вводили: в первом случае испытуемые знали, что получают анальгетик, во-втором думали, что им дают плацебо (на самом деле, кололи наркотик). Оказалось, что психологический настрой не оказывает влияния на болевые ощущения — в обоих случаях картина реакции мозга была одна и та же.
Если опыт медиков из Колорадо воспримут всерьез, то, как пишет невропатолог из Гарварда доктор Роппер, грядет новая эпоха в науке о головном мозге с потенциалом к разработке принципиально новых обезболивающих средств, не обладающих аддиктивным потенциалом. То есть внукам недавних самарских демонстрантов «проклятый» трамадол может и не понадобиться.
Отличная статья. Замечательный пример того, как можно подать информацию, попутно осмысляя ее в контексте политических реалий.