Африканская иглистая мышка научит людей лечить раны без образования шрамов и рубцов
Маленькие африканские грызуны из рода иглистых мышей (Acomys) с колючей шерстью обладают диковинной способностью восстанавливать поврежденные покровные ткани. Ученые считают, что эта способность может быть применена в регенеративной медицине человека.
Обычно, когда говорят о возможности хордовых животных к восстановлению утраченных тканей и частей тела, то вспоминают саламандр, кои славятся талантом отращивать оторванные лапы. Однако биология земноводных весьма отлична от человеческой, поэтому применить свойства организмов саламандр в терапии людских ран слишком сложно, если не невозможно.
Другое дело — мышка. Грызуны на эволюционной лестнице стоят гораздо ближе к нам, чем холоднокровные амфибии. Доктор Эшли Сейферт из Флоридского университета считает, что гены, ответственные за прямую и полную регенерацию, присущую саламандрам, гекконам или осьминогам, у млекопитающих отключены — всех, кроме иглистых мышей. Когда такую зверушку пытается цапнуть хищник, в зубах у последнего остается клочок шерсти и фрагмент шкурки, а у сбежавшего грызуна заново отрастает все, что дадено природой — хрящи, кожа, волосяные фолликулы. Если медикам удастся выяснить, где в геноме мышей «спрятан» механизм регенерации, то эти сведения очень помогут людям.
У большинства зверей, в т.ч. у приматов, раны зарастают рубцовой тканью, которая обладает плохой эластичностью.
Доктор Сейферт отправился в командировку в Кению, где задокументировал первый из известных науке случаев автотомии (сбрасывания до 60% кожи в случае опасности) у млекопитающих. Оказалось, что у иглистых мышей восстанавливается не только шкура и шерстка на спинке или животе, а и уши. Если их, например, отсечь скальпелем. В ходе экспериментов, проводившихся под наркозом, также выяснилось, что кожа у иглистых мышей в десятки раз менее прочная, чем у обычных мышей. Порвать ее очень легко. Во время регенерации происходит активная миграция эпителиальных клеток на поверхность раны, а затем под ними формируются скопления клеток, подобных стволовым. Примерно то же самое наблюдается у саламандр.
Ученые пока не умеют выращивать для людей утраченные руки или ноги. Это вопрос времени. Научились ведь создавать из стволовых клеток новые мочевые пузыри. Теперь вот стоят на пороге создания методики восстановления кожи, которой так не хватает пациентам, пострадавшим, например, от термических или химических ожогов.