Ошибочный диагноз: 12 болезней, которые обманывают врачей
Зачем это читать, в чем мораль повествования? В том, что никогда не надо бояться узнать другое мнение.
Если бы вас вдруг замучило чувство страха, головокружение и избыточное потоотделение, решили бы вы, что страдаете из-за сгустка крови, застрявшего в лёгком? Наверное, нет. Как выясняется, многие врачи тоже затруднились бы найти взаимосвязь между симптомами и их причиной. Коль речь идет о лёгочной эмболии, то отметим, что это заболевание очень часто медики путают с чем-то другим. Между тем, 30 процентов пациентов, страдающих тромоэмболией лёгкого, умирает от данного недуга.
Ежедневно нас пытаются запугать и разочаровать в силах медицины новости о врачебных ошибках. То кого-то где-то убили неправильной дозой лекарства или не тем препаратом, где-то, словно в страшном сне интерна, больному сделали операцию не на том органе. Гораздо чаще в мире врачевания регистрируются «просто» неверные диагнозы.
По статистике, от 10 до 20 процентов всех заболеваний, с коими сталкиваются медики в работе, сопровождается ошибочными, упущенными или несвоевременно поставленными диагнозами. Нередко это ведет к скорби и терзаниям. В одном исследовании было установлено, что из шести сотен диагностических ошибок 28% сопровождались угрозой для жизни больного либо привели к пожизненной инвалидности. А по статистике, что ведется в США, ежегодно устанавливается свыше 12 миллионов ложных диагнозов. Анализ показывает, что чаще иных недугов современные доктора затрудняются диагностировать следующие двенадцать:
Инфекционные заболевания
Пишут, будто острые инфекционные недуги – это номер один в печальном списке ошибочно диагностируемых состояний нездоровья. Причина этому – огромное количество заразных хворей, случающихся с землянами в миллионы раз чаще, нежели другие расстройства. Коль скоро множество инфекций неверно определяется специалистами, то и смертность из-за ошибок в диагнозе высока.
Лёгочная эмболия
Если в лёгкое попал кровяной тромб, симптомы могут быть разнообразными и удивительными – от необъяснимого затруднения дыхания и болей в грудной клетке до тревожных атак и потливости. А иногда тромбоэмболия легких приходит бессимптомно. Поэтому даже уверенные профи далеко не всегда верно диагностируют это опасное состояние. Из-за этого ежегодно гибнет слишком много больных – больше, чем от СПИД, рака легких и автомобильных аварий (вместе взятых).
Инфаркт миокарда
В случае приступа, сопровождающегося инфарктом сердечной мышцы, неправильный диагноз случается при двух обстоятельствах. Пациент может быть неконтактным или не в силах поведать о всех переживаемых симптомах болезни. Во-вторых, у больного в анамнезе может не быть факторов риска инфаркта миокарда.
Кроме того, часто сердечный приступ, чреватый погибелью, не сопровождается теми признаками, что показывают в кино и по телевизору. Не наблюдается ни обмороков с падением на пол или асфальт, ни других характерных симптомов. На деле, лишь 30% женщин, перенесших инфаркт миокарда, сообщают о боли в груди во время приступа.
По статистике, инфаркт нередко путают с такими неприятностями, как изжога, лёгочная эмболия, бронхит, камни в желчном пузыре, гастрит или даже «простой» невроз.
Сердечно-сосудистые заболевания
Каждый год в США от сердечных недугов умирает до 600 тысяч человек. Это – каждая четвертая смерть. В России от ишемии сердца и кардиоваскулярных болезней гибнет около 450 тысяч мужчин и женщин ежегодно. Шестьдесят процентов таких смертей связано с факторами риска – гипертонией, пьянством и курением, ожирением и гиперхолестеринемией, избыточным потреблением соли и животных жиров.
Проглядеть такой диагноз, как болезнь сердца и кровеносной системы, нетрудно – либо из-за недостатка «говорящих» симптомов, либо из-за похожести на другие нарушения здоровья. Такие признаки неладов с сердцем и сосудами, как слабость, кашель, утомляемость, головокружение, боль в спине, несварение пищи, потливость, неглубокое дыхание, тошнота и рвота часто связывают с менее серьезными, нежели больное сердце, недугами. Среди них – тревожное расстройство нервов, кислотный рефлюкс, желчнокаменная болезнь, миалгия или грипп.
Новообразования (рак)
Авторы одного исследования подсчитали, что 12% случаев рака сопровождается неправильными диагнозами. Среди «плохо узнаваемых» видов онкологических недугов лидирует пятерка: рак молочной железы, меланома (рак кожи), рак женской детородной системы, колоректальный рак, а также злокачественные опухоли крови.
Инсульт
Некоторые симптомы острого нарушения мозгового кровоснабжения (ОНМК, инсульт) вполне очевидны даже для неспециалистов. Но многие другие признаки столь изворотливы, что видавшие виды врачи приемных отделений допускают грубые ошибки в диагнозе.
Исследователи из американского Университета Джонса Хопкинса изучили истории болезни 200 тысяч пациентов с инсультами и выяснили, что около 13% больных обращались к врачам ранее (почти на месяц раньше госпитализации) с жалобами на непривычные головные боли и головокружение, однако у них диагностировали не инсульт и не прединсультное состояние, а довольно «безобидные» проблемы вроде инфекции внутреннего уха или мигрени. Многие пациенты уходили домой вообще без диагноза – чтобы вернуться в стационар позже, уже в серьезно тяжелом состоянии. Шанс проворонить инсульт выше, если пациент женщина или если у него (неё) возраст не превышает 45 лет. В целом неправильно диагностируется от 15 до 170 тысяч инсультов в год (в США).
Целиакия
В народе принято считать, что хлеб – всему голова. Особенно белый, из пшеничной муки. Но где-то рядом с нами обитают люди, которые неспособны переваривать пшеничный белок – глютен (клейковину). Целиакия – это аутоиммунное заболевание, глютеновая энтеропатия. Сопровождается врожденное нарушение пищеварения рвотой и вздутием, болью в животе, поносом и снижением массы тела, анемией и ножными судорогами. Эти симптомы бывают у других болезней, особенно напоминая проявления синдрома раздраженного кишечника. Чтобы выявить именно целиакию, существуют методы анализа крови на специфические антитела. Однако в 10% случаев больные непереносимостью клейковины «удовлетворяются» негативным (т.е. неверным) результатом лабораторных тестов.
Из-за трудностей в диагностике многие пациенты живут с глютеновой энтеропатией лет десять, а то и дольше, пока не будет оглашен верный диагноз.
Волчанка
Одно из заболеваний, которое объективно трудно диагностировать, – это волчанка. В числе симптомов этой хронической воспалительной болезни значатся упадок сил, сыпь и боль в суставах. Поэтому медики часто путают волчанку с синдромом хронической усталости, фибромиалгией или ревматоидным артритом.
Дисфункция крестцово-подвздошного сустава
Это медицинское отклонение означает для больного хроническую боль в пояснице. В 20-25 процентах случаев дисфункция крестцово-подвздошного сочленения является единственной причиной такой боли. Сей тугой сустав соединяет нижний отдел позвоночника с костями таза, равно как и две половины последнего (подвздошные кости). На стажировке и в интернатуре большинство молодых врачей не сталкивается с проявлениями дисфункции крестцово-подвздошного сустава. Поэтому больных с этим недугом «прогоняют» по стандартной либо расширенной схеме лечения боли в спине – от физиотерапии и лечебного массажа до инъекций, лазерных процедур и, наконец, операции. При этом сам источник боли, скажем так, игнорируется. В результате выходит, что даже после хирургического вмешательства пациенты продолжают жаловаться на боль в пояснице, охать и глотать таблетки, и в 50-60% случаев виной тому – неверная диагностика расстройства работы (дисфункции) крестцово-подвздошного сочленения.
Болезнь Паркинсона
К сожалению, пока не существует методов лабораторного анализа для однозначной диагностики паркинсонизма – расстройства деятельности центральной нервной системы. Поэтому симптомы болезни Паркинсона (тремор, проблемы с поддержанием равновесия, отвердевшие мышцы) нередко принимают за признаки болезни Альцгеймера, инсульта, стресса, черепно-мозговой травмы или эссенциального тремора.
Болезнь Лайма
Это системное инфекционное заболевание – самое распространенное из тех, что передаются клещами и вызываются бактериями. Чтобы диагностировать болезнь Лайма быстро и верно, надо чтобы больной знал, что был укушен иксодовым клещом и чтобы появилась характерная сыпь, называемая мигрирующей эритемой. Если такого нет, процесс диагностики затягивается и часто рождает неправильные диагнозы, опирающиеся на следующие симптомы заболевания: одышку, спазмы в животе, тошноту, рвоту и скованность мышц шеи. Поэтому вместо болезни Лайма медики предполагают инфекционный мононуклеоз, грипп, синдром хронической усталости, фибромиалгию или депрессию.
Депрессия
Коль уж речь зашла о депрессии, в 2009 году был проведен метаанализ, показавший, что более 50 тысяч пациентов обратили внимание на то, что их терапевтам (семейным врачам) сложно отличить больного депрессией от того, у кого депрессивного расстройства не наблюдается. Из-за этого в ходе изначальных консультаций диагнозом «депрессия» награждаются те, кто данной хворью не страдает. И более чем в половине случаев этот диагноз оказывается ошибочным – пока ситуацию не прояснят специалисты в области психиатрии.
Статистика неверных диагнозов выглядит мрачно, да и на врачей можно пенять бесконечно, но надо заметить, что и сами пациенты, желающие знать правду о своих болячках и методах лечения, должны вести себя инициативнее и настойчивее. Прислушайтесь к своему телу и «прессуйте» вашего диагноста, если считаете, что он чего-то не может или не желает уяснить. Точно охарактеризуйте свои симптомы и убедитесь, что доктор в курсе вашей медицинской истории. Попросите врача провести дифференциальную диагностику (то есть, если это возможно, составить список других вероятных диагнозов для ваших проблем). Не стесняйтесь настоять на альтернативном мнении. Медики знают, что они несовершенны, поэтому если сомневающийся пациент отправится за диагнозом к другому доктору, ничьей репутации это повредить не должно. Природа, наука и биология – вещи подчас непредсказуемые, поэтому здравомыслящий врач на своих ошибках будет только учиться, а чужое мнение воспримет как шанс повысить свою квалификацию. А также постараться исцелить пациента от того, чем он действительно захворал.