Татуировки как метод лечения хронических заболеваний
- Ученые из Университета Райса (США) полагают, что временные тату с антиоксидантными наночастицами вскоре сделаются средством для контроля за течением тяжелых недугов, например, болезней аутоиммунного происхождения.
Разработанная в Университете Райса методика была успешно протестирована сотрудниками медицинского колледжа Бэйлор, под началом доктора Кристин Битон. Терапевтическим эффектом обладают наночастицы, модифицированные полиэтиленгликолем, которые без чрезмерных усилий доставляются в клетки иммунной системы человека. Это может стать плюсом для пациентов, страдающих аутоиммунными недугами – наподобие рассеянного склероза.
Как пишет в издание «Nature» доктор Битон, частицы на основе углерода помещаются человеку непосредственно под кожу. При этом на покрове формируется тёмное пятно, сродни обыкновенной татуировке. Пятну можно придать какой-либо художественный облик, но примерно за неделю оно само выцветет и исчезнет, по мере того, как терапевтические наночастицы поступят в кровь пациента и разнесутся её током по всему организму.
Новая методика основана на воздействии на Т- и B-лимфоциты. Эти клетки, наряду с макрофагами, являются главными компонентами иммунной системы. В ходе многих аутоиммунных заболеваний Т-клетки, как считается, путают здоровые ткани с враждебными для организма, и потому атакуют их, причиняя больным сильные страдания.
В ходе тестов, проведенных в колледже Бэйлор, было установлено, что экспериментальные наночастицы избирательно подавляют активность Т-лимфоцитов, игнорируя при этом макрофаги (которые борются с самыми «грубыми» инфекциями). Именно эта селективная способность к ингибированию иммунитета может позволить медикам обеспечить контроль за протеканием некоторых трудноизлечимых хворей, сообщают экспериментаторы.
Сегодня медицине в основном приходится орудовать иммунодепрессантами широкого спектра действия, воздействующими на многие типы иммунных клеток одновременно. При этом пациенты испытывают множество побочных эффектов – от заразных заболеваний до, так сказать, онкологии. Поэтому средства с избирательным действием воспринимаются врачами с особой надеждой: если тем же макрофагам вред не причиняется, то иммунная система остаётся в целом работоспособной.
Растворимые наночастицы были синтезированы в Райсе, в химической лаборатории Джеймса Тура. В серии опытов на грызунах частицы зарекомендовали себя нетоксичными. В их состав входят полиэтиленгликоль и гидрофильные углеродные кластеры. Наночастицы получили название PEG-HCC. Кластеры из углерода имеют 35 нанометров в длину, 3 нм в диаметре, а толщина их стенок – всего один атом. При добавлении полиэтиленглиоля частицы собираются в глобулы размером до 100 нанометров. Доказано, что они эффективно расправляются с супероксидными радикалами, которые вырабатываются иммунными клетками для уничтожения угодивших в кровь патогенных микробов.
Т-клетки используют супероксидные анионы в качестве сигнальных веществ, активирующих их убойную деятельность. Когда PEG-HCC очищают эти клетки от супероксидов, Т-лимфоциты становятся бессильными и перестают разрушать организм, как это происходит при рассеянном склерозе. В последствии наночастицы внутри иммунных клеток растворяются и прекращают действовать, на это уходит несколько дней.
Доктор Битон предложила вводить лечебные глобулы с наночастицами непосредственно под кожу, а не прямо в кровь. Так можно обеспечить медленное, контролируемое высвобождение лекарства. К тому же, тёмное угольное пятно, выглядящее словно временная татуировка, может кое для кого быть приятным бонусом, превращающим серьезное лечение почти что в забаву. Например для детей, которые хотят сделать «наколку», но родители не позволяют.
Ну а тем пациентам, кто не испытывает почтения к тату, препарат можно вводить в участки кожи, незаметные под одеждой.