Аллергия на рыбу аллергии на рыбу — рознь
Пищевые аллергии не означают, что кто-то должен отказывать себе в целом классе съедобных продуктов, опасаясь иммунной реакции. Ученые установили, что такие аллергии могут быть весьма специфическими. Поэтому, применив высокоточные методы тестирования, можно четче очертить множество продуктов и напитков, которые аллергику принимать в пищу или даже нюхать опасно. Например, выясняется, что аллергия на рыбу бывает очень избирательной — кому-то можно есть форель, но категорически нельзя вкушать осетрину. Или наоборот. И об этом сможет сказать аллергику специфический биохимический тест и ряд точных проб.
Серия исследований на сей счет проведена специалистами Лейпцигского университета и университета Хаукеланд (Берген, Норвегия). На базе вузовских больниц медики изучали больных, страдающих аллергией на нильского окуня. Эту огромную и, должно быть, полезную своими жирами рыбину с аппетитом едят не только в Африке, но и в Израиле, а с недавних пор и в Западной Европе.
Оказалось, что люди с аллергией на нильского окуня не имеют аллергии на треску. Учеными были выделены аллергены отдельных видов промысловых рыб, эти вещества разные. Зная их формулы, можно разработать стратегию более точного лечения аллергий.
Рыба и морепродукты — очень важный продукт питания во всем мире. Такая еда считается здоровой, потребление рыбы в мире растет с его населением. В развитых промышленных странах нормальным считается, если на душу населения в год потребляется 28 килограммов рыбы. Растущий спрос и предложение на рынке даров моря и океана означает и рост риска аллергии на рыбу. Самый обычный аллерген рыб и ракообразных — это парвальбумин, белок, связывающийся с кальцием. Но есть и другие морские антигены, способные включить аллергическую реакцию. Например, это ферменты из группы альдегиддегидрогеназ, участвующие в клеточном метаболизме. Раньше их аллергенными свойствами почти не занимались, т.к. вопрос аллергии на рыбу обычно сводился к реакции на парвальбумин.
Идентифицировать новые аллергены можно по-разному, но самый прямой способ — это взять на анализ сыворотку крови аллергика и белки, содержащиеся в потенциально опасной еде. Если антитела IgE, содержащиеся в плазме пациента, связываются с белками какой-либо пищи, это сигнал об аллергии на данный продукт.
В исследовании приняли участие двое пациентов университетской больницы Лейпцига и десять — из Норвегии. Одним из участников был 24-летний повар-немец, у которого развилась аллергия на нильского окуня при контакте с сырой рыбой на кухне после того, как пациент поел лосося. Ученым известно о существовании подобных перекрестных аллергий. Изумило их другое — то, что остальные «ресторанные» виды рыбы повар переносит нормально. Анализы показали наличие аллергии на лосося и нильского окуня, однако не на атлантическую треску.
Исследователи считают, что многие люди, которые из-за аллергии не едят рыбу, все-таки смогут подобрать какой-то ее вид, не представляющий опасности и, по возможности, вкусный. Но лишь в том случае, если ученые разработают точный тестер на различные виды рыбьих аллергенов и рыбных аллергий.
В похожем исследовании медики изучили белки креветки курума и обнаружили два фермента, которые могут быть причиной аллергии на ракообразных — на практике. В теории же пируваткиназа и фосфопируватгидратаза выглядят далеко не сильными аллергенами. Такая разница в опытных и компьютерных данных говорит о том, что многое знание следует проверять в биохимическом эксперименте.