Пчела кусает — иммунитет прививает. Реакция на яд может быть защитным механизмом
Специалисты из Стэнфордской школы медицины (США) предполагают, что знакомая многим аллергия на пчелиный токсин может являться иммунным ответом, готовящим организм к потенциально смертельной дозе оного яда.
Для большинства людей результатом атаки пчелы или осы становятся на некоторое время боль, отек и дискомфорт в месте укуса. Однако есть и такие, кто испытывает при этом сильнейшую аллергическую реакцию с анафилактическим шоком — при этом падает кровяное давление, развивается крапивница, становится трудно дышать, и вообще недолго умереть, если ужаленному вовремя не окажут медпомощь.
Стэнфордские исследователи предоставили ученому миру экспериментальное свидетельство тому, что реакция организма на пчелиный яд — сродни реакции на прививку, т.е. носит протективный характер. Американцы ввели небольшие дозы токсина лабораторным мышам и этого оказалось достаточно для того, чтобы в следующий раз их не погубила потенциально смертельная порция отравы. Ученые предполагают, что такая иммунизация свойственна и для людей (но проверять не станут). Допустим, сначала кого-либо тяпнет одна пчела, а затем ему не страшен будет целый рой насекомых.
Ранее та же группа медиков из Стэнфорда разузнала, как именно неспецифическая иммунная защита работает при первом «знакомстве» с такими природными ядами, как змеиный и пчелиный. Когда вещество попадает в организм, так называемые мачтовые клетки начинают выделять ферменты, которые стараются разрушить опасные компоненты яда. Так работает врожденный иммунитет. Однако, в случае аллергической реакции на токсин подключается уже адаптивная иммунная система, вооружающая мачтовые клетки антителами IgE. И тогда запускаются уже совсем другие процессы. Так вот, в Стэнфорде считают, что IgE собственно и обеспечивают защиту от смертельных доз отравы. Да, аллергия, да, зуд и отек, но зато пациент остается жив.
Дабы изучить адаптивный иммунный ответ на пчелиный яд, ученые ввели одной группе мышей дозу, эквивалентную одному-двум укусам, а другой — раствор соли. В результате у первой группы выработалось больше специфических иммунных клеток и наблюдались высокие уровни антител IgE.
Прошло три недели, и животных снова «ужалили» с помощью шприца. Только на сей раз ввели потенциально смертельную дозу пчелиного яда — примерно 5 укусов. В первой, привитой группе мышей выживаемость по сравнению с контрольными животными была в три раза выше. В большинстве случаев привитые ядом ранее животные не демонстрировали никаких анафилактических реакций. В дальнейшем исследователи убедились, что у выживших после смертельного укола мышей сработали именно антитела IgE.
По понятным причинам, этот эксперимент невозможно повторить на людях. К тому же, состав яда у разных пчел отличается, и в некоторых из них имеются вещества, имитирующие соединения, присущие организму человека. Поэтому после первого укуса иммунитет может не сформироваться, и смертельная доза останется таковой.