Человек стал питаться, как человек, 3 с половиной миллиона лет назад
Недавно проведенный анализ образцов зубов наших древних предков-гоминид разных лет показал, что пращуры современного человека расширили рацион своего питания примерно 3,5 миллиона лет назад, включив в диету травянистые растения и, вероятно, мясо животных.
До тех пор обезьянолюди питались дарами леса, как это делают современные гориллы и шимпанзе. Дары — это листья деревьев, фрукты и орехи.
Исследователи изучили окаменелую зубную эмаль 11 видов приматов, чьи древние останки были найдены в Восточной Африке. И обнаружили, что на новый способ питания переключились в вышеуказанную эпоху такие прямоходящие виды, как австралопитек афарский и кениантроп плосколицый. Эти плиоценовые животные сделали шаг навстречу очеловечиванию, выбравшись из леса жить в саванну, и, соответственно, включив в свой рацион злаки и осоковые. А также ученые не исключают, что австралопитеки и кениантропы стали также поедать мясо саванных травоядных животных — разделывать и употреблять в пищу тех, кого убили хищники. Вскоре еда, происходящая из природных кладезей африканской саванны, стала основой рациона первобытных людей.
Всего было изучено 175 образцов зубов гоминид, датирующиеся 1,4 – 4,1 млн лет назад. Диета предков анализировалась, исходя из химического состава зубной эмали и содержания в ней разных изотопов углерода. Разница в изотопном составе означает разный рацион питания. Для ученых из Калифорнийского университета это всё одно, что найти между зубами обезьяночеловека застрявшие на века фрагменты его доисторического ужина.
Поскольку питание — это самый важный фактор, определяющий физиологию организма, его поведение и взаимодействие с окружающей средой, новые открытия позволят по-новому взглянуть на эволюционные механизмы, которые сделали нас такими, какими мы есть.
Привыкнув к питанию тем, что дает саванна, предки людей получили возможность расширять жизненный ареал, кочевать на относительно дальние расстояния.
Ученые из США также смогли «по зубам» дать ответ на старый интригующий вопрос — как различные крупные виды ископаемых гоминид уживались друг с другом в одном географическом регионе. Это же даже не разные конфессии или расы, это разные биологические организмы.
Всё просто: разным видам умных приматов не приходилось сражаться за кормовую базу, они по-разному питались. Причем, именно расширение рациона и подключение к числу источников белка и крахмала злаков дало толчок к развитию, среди тех же обезьян, которые так и остались обезьянами, в ходе многомиллионолетней эволюции, никаких экспериментов с диетой не происходило. Ни пшеницы, ни кукурузы, ни картошки они так и не отведали.
Изучение новых сред обитания, проба новой пищи — это то, что сделало наших пращуров умнее. Поэтому так важно путешествовать и разрушать пищевые стереотипы.