Почему современные прусаки игнорируют сладкие приманки? Они им кажутся горькими
Тараканы, хоть и бессловесны, и пугливы, но — смеются над людишками, когда те мастерят для уничтожения неприятных соседей-насекомых всякие пищевые приманки, например, «с борной кислотой». Или покупают готовые — те, в которых домашних паразитов также пытаются соблазнить отравленными сладостями.
Энтомологи из университета Северной Каролины (США) опубликовали в издании «Science» статью о том, что в определенных популяциях рыжего таракана Blattella germanica (известного под названием «прусак») эволюция происходит на наших удивленных глазах. Нервные рецепторы, которые реагируют у животных оных на горький вкус, научились так же ощущать глюкозу. «Горький» сахарок тараканы воспринимают, как потенциальную отраву, поэтому к сладким приманкам не притрагиваются.
Это объясняет, почему некоторых прусаков не берут отравленные снадобья на основе глюкозы и других моно- и дисахаридов. Такие приманки были очень модными и действенными в 1980-х годах. Энтомолог Коби Шаль пишет, что еще в 1993 году ученые обратили внимание на закат сладкой «стратегии».
Нейробиолог Ричард Бентон из Лозанны добавляет, что открытие коллег из США — это восхитительный пример того, как быстро под влиянием житейских факторов способно эволюционировать чувство вкуса.
Обычно производители приманок для прусаков не афишируют «секрет фирмы» — то, что в состав средства входит сладенькое вещество. А потом удивляются, почему их товар потребители поносят.
Тараканы распознают вкус пищи не языком, а всем телом. Например, волосками на лапках или даже на заднице. Насекомому довольно ощупать потенциально съедобный предмет, чтобы понять, станет оно его есть или нет. Также поступают и мухи, например. За чувство вкуса у прусаков, как выяснилось, отвечают два типа нейронов. Клетки GRN1 распознают сахара, а клетки GRN2 — сообщают о горьких субстанциях, вроде кофеина.
У тараканов, «разлюбивших» глюкозу, клетки GRN1 продолжают реагировать на сладкое и формируют соответствующие сигналы в так называемый мозг. Однако, второй тип рецепторов тоже распознает сахар, словно он — горький. Сигнал о возможной отраве значительно сильнее, чем тяга к сладости.
Более того, тараканы-мутанты, словно заправские фанаты фитнеса, предпочитают спариваться с теми «согражданами», которые также избегают сладостей.
Вероятно, такая способность насекомых «садиться на диету» заложена в них природой и передана от древних пращуров, которые жили на планете еще до человека. Дело в том, что многие растения для защиты от вредителей вырабатывают гликозиды — вещества, которые одновременно и сладкие, и горькие. Как и «горький опыт» попавших в сахаристую ловушку прусаков.
Некоторые популяции рыжих тараканов также научились не реагировать не только на глюкозу, но и на фруктозу и мальтозу.