Человеческие транквилизаторы делают речных и морских рыб агрессивными и прожорливыми
Ученых давно интересует, что происходит с живыми водными организмами, когда в среду их обитания попадают лекарства, которые принимают люди, а также метаболиты медицинских препаратов. Специалисты из Бостона (США) установили (шутки в сторону!), что под воздействием противотревожных средств рыбы становятся гиперактивными, нападают на сородичей, ведут себя в целом весьма агрессивно и с аппетитом набрасываются на продукты питания человека, которые на «трезвую» голову отказались бы есть категорически, вплоть до голодной смерти.
Даже микроскопические концентрации транквилизаторов в воде рек и морей способны нанести ощутимый вред экологии биоценозов различных акваторий и ущерб популяции рыб, как промысловых, так и «обычных».
О том, что медпрепараты даже в едва заметных количествах оказывают влияние на поведение водных организмов, известно стало не вчера. Поэтому умные люди в развитых странах уже начинают осознавать, что лекарства, кои они принимают — это настоящее химическое оружие для рыб, дельфинов, моллюсков и т.п.
Ранее ученые из Швеции описали совершенно «наркоманский» феномен: маленькие рыбки под воздействием рецептурных средств из аптеки, попавших в сточные воды, отбиваются от стаек, теряя всякую осторожность, начинают блуждать в незнакомых местах, где становятся легкой добычей для более крупных рыб-хищников. Исчезает естественный баланс отношений «охотник — жертва». В результате под угрозу ставится существование целых видов и родов водных животных.
Концентрации психотропных веществ, меняющих поведение рыб с бдительного на виктимное, ничтожно малы — одна-две молекулы снадобья на миллиард молекул воды. В таких количествах современные транквилизаторы и антидепрессанты то тут, то там обнаруживаются и идентифицируются в водах Европы, США и Канады. Беда в том, что эти лекарства никак не отфильтровываются системами очистки канализационных стоков.
В 2008 году агентство «Ассошиэйтед Пресс» сообщало, что в воде из кранов, которую пьют и используют для приготовления пищи 50 миллионов американцев, в небольших концентрациях содержатся снотворные препараты, антибиотики, половые гормоны и другие сильнодействующие медпрепараты. Несмотря на это, в США по сей день не существует законно допустимых норм содержания тех или иных лекарств в водопроводах и реках.
Вернемся в Швецию. Там провели опыт, воссоздав в лаборатории «речную воду», содержащую две миллиардных доли противотревожного лекарства под названием оксазепам. Затем в «наркотизированный» аквариум запустили молодого окунька. Оказалось, что под действием успокоительного для людей препарата окунь стал вести себя, как ребенок, страдающий синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Балдеющая рыба вела себя возбужденно, агрессивно набрасывалась на корм, меньше пряталась и, скажем так, ничему не хотела учиться. Когда в воду добавили еще немного транквилизатора, окунь стал вообще «чумовым».
Исследователь Томас Бродин считает, что загрязнение окружающей среды лекарствами приобрело характер всемирной проблемы. Антидепрессанты делают рыб более доступными для врагов, желающих ими пообедать. Половые гормоны заставляют рыб-самцов вести себя как самки.
Возникает вопрос: не повлияет ли поедание «обдолбанных» даров моря на здоровье людей? Покамест считается, что нет. По данным из Швеции выходит так, что содержание одной таблетки какого-нибудь прозака можно вкусить, лишь употребив около 4 тонн рыбы, выловленной в загрязненной медикаментами воде. Как она загрязняется? Да очень просто: люди привыкли смывать просроченные лекарства «от греха подальше» в унитаз. Между тем, во многих странах работают службы, которые принимают ненужные таблетки у граждан, направляя тонны лекарств на экологически безопасную утилизацию.