Найден ген подросткового алкоголизма
Теория о том, что склонность к злоупотреблению спиртными напитками передается по наследству, существует много лет. Она владеет остатками умов оправдывающихся алкоголиков, мол, «чего же вы хотите от человека с дурными генами». Не менее крепко она владеет излишками умов ученых медиков, которые уже придумали вакцину от кокаиновой зависимости, и теперь настойчиво блуждают в лабиринтах человеческой ДНК в поисках кода, взломав который, можно будет избавить мир от болезненной проблемы алкоголизма, создав нового, невосприимчивого к хмельному дурману, человека.
К вящей радости оправдывающихся пьяниц, результаты есть. Недавний эксперимент медиков из Нидерландов показал, что в человеческом генотипе действительно присутствуют фрагменты кода, ответственные за развитие у подростков того, что называется «пить с тоски» (или «с горя»). Это два разных гена, называются они DRD2 и SLC6A4.
Почти каждый, опустившийся с годами на дно, пьяница начинал с отвратительного, обжигающего стакана спиртного, выпитого в детстве за столом или на пикнике. Кто наливал, родители или ровесники, не важно. Главное то, что кривая дорожка пьянства стартует не с первой порции алкоголя, а с ощущения того, что выпивка якобы способна исправить настроение, заглушить негативные эмоции, с которыми любой из нас неизбежно имеет дело в повседневности.
Знаменитый борец с курением и пьянством Аллен Карр писал, что для превращения невинного дитяти в неисправимого алкоголика требуется от 2 до 60 лет. 80% людей употребляют спиртное, но одни делают это по любой «уважительной» причине, а кто-то — только «на Новый год». В чем секрет разной крутизны склонов, по которым граждане скатываются в могилу? Это и попыталась выяснить доктор Кармен ван дер Цвалув из Университета Святого Радбуда (Голландия). Результаты ее исследований будут опубликованы в научном журнале «Алкоголизм» лишь в апреле 2011 года, но уже сегодня можно поведать читателям Kakmed нечто важное и животрепещущее.
Команда исследователей «принесла в жертву» медицинской науке 282 нидерландских подростков, хоть однажды употреблявших алкоголь. Им предложили дать ответ на вопросы, ради чего они пьют, и какие проблемы у них бывают из-за спиртного. У каждого из респондентов был взят на анализ образец ДНК. Изучению подверглись два конкретных гена.
Ген DRD2 отвечает за формирование и работу дофаминовых рецепторов в системе вознаграждения центральной нервной системы. Ген SLC6A4 — за транспортировку нейромедиатора серотонина, который играет важную роль в формировании эмоциональных состояний. В первом из этих двух значимых генов, среди его вариаций, была обнаружена так называемая аллель риска, переменная форма наследственного кода, ответственная за врожденную предрасположенность к запойному пьянству для компенсации отрицательных эмоций. То есть, среди нас живут люди, более склонные к «веселию пити», чем другие, и в этом виноваты не они сами, а отклонение генокода, которое впору именовать мутацией.
Ранее говорилось, что у детей алкоголиков «центры наслаждения» в головном мозге работают хуже, чем у здоровых малышей. С самого рождения. Это значит, что естественные житейские удовольствия таких детей радуют мало, а врожденная устойчивость к токсичному действию алкоголя способствует развитию пьянства «от тоски» уже в очень раннем возрасте. По мнению голландских медиков, те из нас, кто появляется на свет с «правильной» аллелью гена DRD2, не способны переживать значительный эмоциональный сдвиг под воздействием спиртного, и потому, ступая на стезю взрослой жизни, полной невзгод и переживаний, не приучают себя снимать стресс горячительными напитками.
На очереди — выявление генетических причин других сомнительных наслаждений, таких как чревоугодие, курение, блуд и т.п.