Ученые учатся стирать вредные воспоминания из памяти наркоманов
Человеческий мозг эволюционно шикарен в своей способности создавать мириады ассоциаций из, казалось бы, совершенно разрозненных деталей, хранящихся в памяти. Некоторые из этих ассоциаций хороши, многие — не слишком полезны для хозяина воспоминаний. Для выздоравливающих алкоголиков, наркоманов или жертв посттравматического стресса нежелательные воспоминания — самый главный враг. Бывшие амфетаминовые наркозависимые, например, говорят, что желание принять наркотик возникает при курении сигарет, при виде денег, при жевании жвачки. У алкоголиков — свои ассоциации (праздники, снятие усталости и т.п.) Дурные воспоминания засасывают в трясину зависимости многих, с трудом порвавших с привычкой, мужчин и женщин во всех странах.
О стирании воспоминаний ученые и фантасты говорили давно. А теперь — впервые совершили это, пока на лабораторных моделях, т.е. мышах и крысах. Открытие метода принадлежит экспертам из Флоридского кампуса Исследовательского института Скриппса (США). Они сначала «подсадили» грызунов на наркотики, а затем сумели удалить из памяти зверей опасные воспоминания, связанные с эффектами веществ. При этом не затронув «полезной» информации. То, что методика сработала, стало сюрпризом для самих учёных из Флориды.
По мнению руководителя эксперимента, профессора Кортни Миллер, мы — это то, чем нас делают воспоминания, в том числе те, которые сильно усложняют жизнь.
Для того, чтобы воспоминание закрепилось в мозге, должно много чего произойти. Например, должна видоизмениться структура нервных клеток — за счет изменений в дендритах, которые принимают электрохимические сигналы от других нейронов. Обычно такие структурные перемены происходят с участием белкового вещества, которое называется актин.
В ходе исследования специалистам удалось ингибировать полимеризацию актина за счет блокирования моторного белка — мышечного миозина, во время поддерживающей фазы формирования воспоминаний, связанных с приемом крысами и мышами метамфетамина.
Поведенческие тесты показали, что после блокировки мозгового миозина животные быстро забыли все, что связано с приемом стимулятора. Однако более старые, безвредные ассоциативные связи сохранились в нормальном объеме.
Во время опыта животных учили связывать в памяти метамфетаминовый кайф с различными визуальными, тактильными и обонятельными феноменами. Затем шерстистых наркоманов пересадили в их старые клетки и сделали животным уколы ингибитора, подавляющего полимеризацию актина и, стало быть, строительство дендритов. Спустя какое-то время оказалось, что запахи, осязательные и визульные стимулы, «порочно связанные» с метамфетамином, крыс и мышей больше не волнуют. В то время как все пищевые ассоциации, привитые ранее, сохранились в памяти животных.
Американские исследователи пока не знают, почему мощные наркотические ассоциации оказались на поверку столь хрупкими. Вероятно, это как-то связано с ролью дофамина, который и за удовлетворение отвечает, и за модификацию нейронов ЦНС в процессе, например, обучения каким-либо навыкам.