Антибактериальные средства загрязняют источники чистой воды и деликатесной рыбы
Так называемые «убивающие микробов» товары ныне подстерегают нас везде — на полках складов и магазинов, дома, в школе и даже на работе. Считается, что противобактериальные средства и фунгициды препятствуют распространению простудных и других инфекций. Но теперь известно и то, что противомикробные компоненты, входящие в состав туалетного мыла, кремов и чистящих средств, загрязняют озера с еще недавно чистой водой. Исследование на эту тему проведено в США, а для американца чистое озеро — это святая возможность не только на рыбалку съездить, но и поймать сига или форель своей мечты.
Антибактериальный химикат триклозан был утвержден к применению в 1964 году, а в потребительские товары его стали добавлять в США в начале 1970-х. Сегодня сложнее найти средство гигиены или бытовой химии, где триклозана нет. Особенно часто он встречается в мыле и средствах для стирки, сообщают исследователи из университета Миннесоты.
Жители нынешней цивилизации используют антимикробную «химию», когда чистят зубы, моют руки, причем зубам и рукам для чистоты достаточно только мыла и зубной пасты.
Значительные количества триклозана попадают в канализацию или в почву. Изучив состояние грунта дна восьми озер штата Миннесота, ученые заодно восстановили историю триклозанового загрязнения их вод. До 1964 года концентрация антисептика была равна нулю, а резкий скачок вверх произошел в 1980-х, когда на рынке появилось мыло с антибактериальным эффектом, различные марки которого агрессивно рекламировались, в основном «цепляя» за святое — здоровье детей. Сейчас наблюдаются пиковые значения содержания триклозана в водах чистых американских озер. Исследователи не исключают, что триклозан может на свету вступать в реакцию с другими химикатами сточных вод, при определенных условиях конечным продуктом реакции становятся диоксины, включающиеся в пищевую цепь обитателей озер, начиная с простейших водорослей.
В конце концов то, что мы смыли с рук под краном, может вернуться в более злой молекуле к нам на стол в виде пресноводной рыбы. Потому что в рыбе диоксины могут накапливаться. По данным ученых из Миннеаполиса похожая ситуация формируется и в океане.