Как будут лечить туберкулез в недалеком будущем?
Команда исследователей из Испании и нескольких стран Латинской Америки буквально на днях синтезировали два соединения железа, которые замедляют и прекращают развитие бактерии, которая вызывает такую общественно проблемную болезнь, как туберкулез — Mycobacterium Tuberculosis. Низкий уровень токсичности новых антибактериальных веществ по отношению к клеткам организмов млекопитающих обещает перспективы широкого применения «железного зелья» в качестве терапевтического средства для больных и обеззараживателя для больничных и жилых помещений.
Главная мировая проблема в деле борьбы с чахоткой — это то, что бактерии мутируют и приобретают резистентность к существующим препаратам. Поэтому нужно непрерывно изобретать что-то новое, незнакомое врагам-микробам.
Группа ученых, в которую вошли представители университетов Бразилии, Уругвая, Аргентины и Испании, получили и протестировали комплексные соединения самого дешевого металла, обладающие бактериостатическими свойствами в отношении зловещей палочки Коха. Железо в этих агентах присоединено к производным хиноксалина — сильным антимикробным препаратам, которые применяют тогда, когда ничто другое не помогает справиться с патогенными бактериями. Обычно терапию чахотки начинают с антибиотиков «выбора» (таких, как дешевый тубазид или стрептомицин), а если они не спасают, назначают «вторую серию» — циклосерин или ципрофлоксацин. Так вот, препараты на основе железа замедляют развитие палочки Коха гораздо лучше, чем «первая и вторая» серии антибиотиков.
Для здоровых клеток млекопитающих железистые комплексы практически безвредны, что установлено в ходе опытов на мышах. Вот почему они особенно пригодны для дезинфекции — человеку, который не болен, эти антибиотики гадости не сделают, даже если попадут в суп.
Туберкулез убивает более миллиона жителей Земли в год. Прогнозируется, что в ближайшие 20 лет этим «возродившимся» заболеванием заразятся 30 миллионов человек. И не только в Латинской Америке, а и у нас, в т.н. постсоветском мире, где в структуре смертности от инфекционных хворей доля умерших от туберкулеза составляет без малого 90%.