В Кении антиретровирусные препараты жители трущоб меняют на еду
Из Найроби с его миллионными трущобами сообщают о том, что в самых бедных кварталах кенийской столицы участились случаи, когда ВИЧ-позитивные африканцы продают свои антиретровирусные лекарства, чтобы на выручку купить еды для себя и своих семей. Такое отмечалось и раньше, но тенденция крепнет.
Все печально, но смотрится, как сюжет старого анекдота про алкоголика, который пришел в кабак похмелиться босиком, сказав, что ботинки все равно не купит, т.к. «здоровье дороже».
Живет, например, в найробийском трущобном районе Корогочо 50-летняя Сангеле Куле, глава семейства с 7 детьми и двумя внуками. Сангеле состоит на учете как ВИЧ-позитивная уже 16 лет, муж погиб в 2007 году, когда в Кении были выборы и сопутствующие им беспорядки. Чтобы кормить детей и внуков, негритянка решила продавать антиретровирусные препараты, кои ей выдают безоплатно. Хорошим считается месяц, когда за средства для лечения ВИЧ можно выручить «аж» 6 долларов. Даже такая символическая сумма помогает большой чернокожей семье не умереть в своих трущобах от голода.
Покупатели — это люди, у которых есть деньги, но которые боятся идти к врачу, сомневаясь в соблюдении анонимности. Это так называемые кенийский средний класс и высший свет, где носителей ВИЧ также хватает.
Антиретровирусные препараты — средства сильнодействующие, и для их нормальной работы в организме нужно, чтобы больной хорошо питался. Бедняки приходят к врачу за таблетками, но он не в состоянии дать им достаточно пищи. Сотрудники неправительственных организаций намекают на то, что власти Кении сами виноваты в том, что не могут обеспечить ВИЧ-позитивных граждан чем-то таким, чем можно «заесть» таблетку.
Жителей трущоб выручает то, что в стране нет единой базы данных ВИЧ-инфицированных. Поэтому имеется возможность затариваться антиретровирусными лекарствами сверх меры: пойти получить их в государственной клинике, затем в церкви, общине, какой-либо НГО. Раз в месяц можно набрать таблеток на квартал. Так пациенты умудряются обеспечить препаратом себя в полной мере, а большую часть «гуманитарки» с помощью простых экономических механизмов превратить в хлеб насущный. Поскольку все понимают, что речь идет о выживании, то никто таких «спекулянтов» наказывать не собирается.
По статистике, около 7% взрослого населения Кении являются носителями вируса иммунодефицита. Это меньше, чем в странах юга Африки, но больше, чем в Танзании или Эфиопии, также, как и Кения, являющихся привлекательными для туристов — потенциальных импортеров инфекционных заболеваний из «колыбели человечества».