Почему мы не можем жить без внутреннего убийцы?
Люди, склонные к мудрствованию, порой приходят к выводу, что в каждый новый миг человек — сложный живой организм со странностями — умирает навсегда и рождается заново. Между тем, исследователи из Университета Имори, обнаружили в человеческом организме фермент-палач, который толкает живые клетки на самоубийство. Под микроскопом оно выглядит так:
Открытие этого энзима придает новые перспективы разработке новых лекарств против злокачественных опухолей и воспалений. Фермент под названием Каспаза 8 ученые назвали «убийцей, без которого мы не можем жить». Каспаза 8 играет ключевую роль в процессе апоптоза, программируемой клеточной смерти, необходимой как для развития всех многоклеточных организмов, так и для защиты их от вирусных инфекций. Мыши, в телах которых недостает Каспазы 8, умирают до рождения, потому что стволовые клетки крови и кровеносных сосудов развиваются неправильно.
Сюрпризом для исследователей явилось то, что Каспаза 8 не только запускает механизм обоснованного самоубийства клеток, но и не позволяет им, так сказать, накладывать на себя руки по собственному желанию. Эксперименты показали, что фермент спасает организмы мышей от смерти на стадии эмбриона.
Люди, в организмах которых недостает внутреннего клеточного убийцы, Каспазы 8, подвержены расстройствам иммунной системы и кожным заболеваниям, таким как экзема. Ну а чрезмерная активность Каспазы 8 может спровоцировать развитие диабета. Выяснилось также, что некоторые экспериментально подобранные противовоспалительные и противораковые лекарства повышают уровень «фермента-палача», убивающего опухолевые клетки и препятствующего воспалительным процессам.
До недавних пор считалось, что апоптоз (программируемая смерть клетки) начинается после некоторого сигнала, который живая клетка получает извне. Откуда-то извне. Апоптоз, например, регулирует численность лейкоцитов в крови, которых при воспалительном процессе вырабатывается слишком много. На поверхности белых кровяных телец имеются своеобразные кнопки, при «нажатии» на которые активируется Каспаза, а за ней — каскад энзимов, которые разрушают, одну за другой, клеточные структуры лимфоцита, фактически переваривая клетку.
Другая форма гибели клетки — это программируемый некроз. В отличие от апоптоза некроз клетки происходит из-за повреждения или инфицирования. За этот процесс отвечает еще один фермент, функция которого — дать живой клетке сдаться при атаке вируса. То есть, в отличие от Каспазы 8, наш с вами внутренний убийца номер два не делает нас сильными и храбрыми перед угрозой инфекционных заболеваний.