Высоковольтные электрические поля дают шанс ранам заживать без шрамов
Импульсное электрическое поле (ИЭП), которым в медицине пользуются для дезинфекции и для разрушения плотных опухолей, характеризуется тем, что избирательно повреждает клеточные мембраны, сохраняя при этом нетронутой общую структуру ткани. Данный феномен может быть применен в качестве ключевого фактора для заживания тканей без формирования неприятных и нередко опасных рубцов.
Тайна образования шрамов мучит человеческий ум на протяжении сотен лет. Любой орган или ткань после серьезного повреждения рубцуется. Гипотетический крем, который бы всерьез обеспечивал регенерацию без шрамов, прославил бы любую торговую марку или интернет магазин косметики, однако для создания такой мази надобно сначала понять, из чего собран загадочный механизм образования в месте травмы груд и хребтов соединительной ткани из того же коллагена, который содержится в ногтях, сале, волосах, ушах.
В опытах на лабораторных грызунах сотрудники Массачусетской больницы общего профиля установили вот, что. Короткие электрические импульсы с одной стороны разрушают все живые клетки на участке поврежденной кожной ткани, а с другой — после этого происходит полная регенерация кожи без рубцевания. Видимо, дело в том, что электроплазмолиз не затрагивает «неодушевленный» внеклеточный матрикс — каркас для вновь отращиваемого органа, а также сохраняется местное кровоснабжение, которое обеспечивает возможность роста молодой ткани на месте убитой электричеством.
Ранее «безрубцовая» регенерация тканей наблюдалась в природе у взрослых земноводных и у зародышей человека на ранней стадии развития («фаза рыбки»). У тех и других существ нет адаптивного иммунитета. Однако у грызунов из лаборатории в Бостоне он есть и обеспечивается, в том числе, соединительной тканью. Тем не менее, обработка ран и ожогов у крыс и мышей полями ИЭП с высоким напряжением привела к тому, что при их заживании значительных излишков рубцевой ткани не образовалось. Эксперимент назван многообещающим, поскольку позволит ряду других лабораторий взять метод на вооружение, и доработать его до пригодности к клиническим испытаниям на, скажем, жертвах несчастных случаев или полостных операций.